Случись Карлу Марксу пожить в наше время где-нибудь на постсоветском
пространстве, ему пришлось бы переделывать свою классовую теорию, так как он
никогда ранее не встречал того, что с недавних пор окрестили креативным
классом.
Креакл
(КреаКл – креативный класс) – неологизм, возникший в русском языке ввиду
необходимости лаконичного обозначения людей определенного вида. В связи с
неумеренной либерализацией постсоветских обществ, сформировался социальный
слой, который своими мировоззренческими ориентирами напоминает типичный средний
класс, однако по экономическим показателям к нему не относится, а также
характеризуется завышенной амбициозностью.
ПРОБЛЕМА?
Я современный человек. Я не хочу ничего делать. Я хочу самовыражаться.
На самом
деле т.н. креативный класс не способствуют демократизации общества – он лишь
результат этого процесса. Про креаклов сегодня можно говорить как про несостоявшийся
средний класс – побочный эффект либерализации общественного сознания. Вместо
среднего класса на постсоветском пространстве родился огромный т.н. креативный
класс – класс, состоящий из тех, кого раньше сдерживала 12 статья Конституции
СССР о тунеядстве. Постсоветский креативный класс – пассивный, ни на что не
способный вид людей. Многочисленность людей подобного рода как раз и является
причиной того, что государство в политическом развитии стоит на месте.
Во-первых, это происходит потому, что кроме рисования плакатов и репостов
коротких умных цитат креаклы не способны ни на какие практические
конституционные действия по отношению к действующей власти. Во-вторых,
остальная часть общества, как правило, такая же политически необразованная, как
и сами креаклы, ассоциирует демократизацию именно с представителями данного
«креативного класса», что обуславливает ее реакционное поведение. В связи с
этим, многие «непросвещенные» начинают ассоциировать демократию с ленью,
протестами и гей-парадами. Как следствие: раскол общества, непонимание,
различные столкновения на идеологической почве и т.п.
СИМПТОМЫ?
СССР было империей людей повышенной
важности – каждый думал, что он служит великому делу. Подобная модель поведения
прослеживается и у креаклов. Креаклы могут как поддерживать действующую власть,
так и быть в оппозиции к ней, исповедуя либо либеральные (креакловский
мейнстрим), либо идеалистические левые идеи, реже право-радикальные. Конечно,
все это происходит без понимания самих идей, а потому что так модно.
Симптомы уже прекрасно описаны на
просторах интернета. Вот, некоторые из них:
«В отличие от
рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса
предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное
перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они
предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для
людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство
индивидуальности и личной свободы». (Википедия)
«Мало помалу
очутилось в конце
концов, что креаклы лишь симулируют умствование. Лишь, да! Но как
ловко! Вынюхают помпезное какое-нибудь словцо, вцепятся в него
зубами и носятся с ним на языке, и гавкают
оное при любом удобном случае. (…) Селится в фейсбучном омуте
вместе с бесчисленными
сородичами, где промеж глупых, злых и торопливых склок
на общественно-политические
темы предается сваре и грызне за питательный
лайк». (Николай Дроздов)
КРЕАКЛ = ЛЕНИВЫЙ ДИССИДЕНТ?
В виду того,
что у креаклы ленивы по своей природе, их незамысловатые занятия оставляют им
большое количество свободного времени, на протяжении которого они пытаются себя
как-то развлечь. Вот тут они и начинают думать о политике. Только в их
представлении политика – это очередной способ самовыражения и развлечения.
В нашу
либерально-демократическую эпоху, характеризующуюся общей тенденцией к
прекращению войн, разумным решением было бы заменить определение «пушечное
мясо» на «протестное мясо».
Протестное
мясо – это бездумная толпа, выгоняемая или добровольно приходящая на протестные
акции, члены которой даже не в состоянии четко сформулировать цель своего
участия в данном мероприятии.
Креаклы на
большинстве митингов составляют довольно значительный процент от общего
протестного мяса. Как правило, креаклы участвуют в оппозиционных митингах,
потому что противопоставляют себя тем, над кем нависла рука грозного
админресурса, активно применяемого для организации митингов в поддержку
действующей власти.
АРМИЯ
КРЕАКЛОВ
Почему же все
больше становиться креаклов?
- это модно;
- это легко;
- это не
требует особых затрат;
- это
позволяет противопоставлять себя другим;
- это утоляет
жажду признания (со стороны подобных);
- это успешно
имитирует занятие важным делом;
- это не требует
наличия знаний;
- это
способно повысить самооценку;
- это
оправдывает лень;
- это
помогает скрыть в себе неудачника;
- этому
способствуют социальные сети.
Однако,
несмотря на все эти очевидные причины роста количества креаклов, креативный
класс остается загадкой современного общества. Армия креативного класса
увеличивается, в то же время теряется первоначальное значение термина
креативность. Ее значение постепенно трансформируется от «создавать» к «я бы
мог создавать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий