суббота, 9 февраля 2013 г.

Креакл в современном обществе



Случись Карлу Марксу пожить в наше время где-нибудь на постсоветском пространстве, ему пришлось бы переделывать свою классовую теорию, так как он никогда ранее не встречал того, что с недавних пор окрестили креативным классом.

Креакл (КреаКл – креативный класс) – неологизм, возникший в русском языке ввиду необходимости лаконичного обозначения людей определенного вида. В связи с неумеренной либерализацией постсоветских обществ, сформировался социальный слой, который своими мировоззренческими ориентирами напоминает типичный средний класс, однако по экономическим показателям к нему не относится, а также характеризуется завышенной амбициозностью.

ПРОБЛЕМА?

Я современный человек. Я не хочу ничего делать. Я хочу самовыражаться.

На самом деле т.н. креативный класс не способствуют демократизации общества – он лишь результат этого процесса. Про креаклов сегодня можно говорить как про несостоявшийся средний класс – побочный эффект либерализации общественного сознания. Вместо среднего класса на постсоветском пространстве родился огромный т.н. креативный класс – класс, состоящий из тех, кого раньше сдерживала 12 статья Конституции СССР о тунеядстве. Постсоветский креативный класс – пассивный, ни на что не способный вид людей. Многочисленность людей подобного рода как раз и является причиной того, что государство в политическом развитии стоит на месте. Во-первых, это происходит потому, что кроме рисования плакатов и репостов коротких умных цитат креаклы не способны ни на какие практические конституционные действия по отношению к действующей власти. Во-вторых, остальная часть общества, как правило, такая же политически необразованная, как и сами креаклы, ассоциирует демократизацию именно с представителями данного «креативного класса», что обуславливает ее реакционное поведение. В связи с этим, многие «непросвещенные» начинают ассоциировать демократию с ленью, протестами и гей-парадами. Как следствие: раскол общества, непонимание, различные столкновения на идеологической почве и т.п. 

СИМПТОМЫ?

СССР было империей людей повышенной важности – каждый думал, что он служит великому делу. Подобная модель поведения прослеживается и у креаклов. Креаклы могут как поддерживать действующую власть, так и быть в оппозиции к ней, исповедуя либо либеральные (креакловский мейнстрим), либо идеалистические левые идеи, реже право-радикальные. Конечно, все это происходит без понимания самих идей, а потому что так модно. 

Симптомы уже прекрасно описаны на просторах интернета. Вот, некоторые из них:

«В отличие от рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы». (Википедия)

«Мало помалу очутилось в конце концов, что креаклы лишь симулируют умствование. Лишь, да! Но как ловко! Вынюхают помпезное какое-нибудь словцо, вцепятся в него зубами и носятся с ним на языке, и гавкают оное при любом удобном случае. (…) Селится в фейсбучном омуте вместе с бесчисленными сородичами, где промеж глупых, злых и торопливых склок на общественно-политические темы предается сваре и грызне за питательный лайк». (Николай Дроздов)

КРЕАКЛ = ЛЕНИВЫЙ ДИССИДЕНТ?

В виду того, что у креаклы ленивы по своей природе, их незамысловатые занятия оставляют им большое количество свободного времени, на протяжении которого они пытаются себя как-то развлечь. Вот тут они и начинают думать о политике. Только в их представлении политика – это очередной способ самовыражения и развлечения. 

В нашу либерально-демократическую эпоху, характеризующуюся общей тенденцией к прекращению войн, разумным решением было бы заменить определение «пушечное мясо» на «протестное мясо».

Протестное мясо – это бездумная толпа, выгоняемая или добровольно приходящая на протестные акции, члены которой даже не в состоянии четко сформулировать цель своего участия в данном мероприятии.

Креаклы на большинстве митингов составляют довольно значительный процент от общего протестного мяса. Как правило, креаклы участвуют в оппозиционных митингах, потому что противопоставляют себя тем, над кем нависла рука грозного админресурса, активно применяемого для организации митингов в поддержку действующей власти. 

АРМИЯ КРЕАКЛОВ

Почему же все больше становиться креаклов?

- это модно;
- это легко;
- это не требует особых затрат;
- это позволяет противопоставлять себя другим;
- это утоляет жажду признания (со стороны подобных);
- это успешно имитирует занятие важным делом;
- это не требует наличия знаний;
- это способно повысить самооценку;
- это оправдывает лень;
- это помогает скрыть в себе неудачника;
- этому способствуют социальные сети.

Однако, несмотря на все эти очевидные причины роста количества креаклов, креативный класс остается загадкой современного общества. Армия креативного класса увеличивается, в то же время теряется первоначальное значение термина креативность. Ее значение постепенно трансформируется от «создавать» к «я бы мог создавать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий