среда, 29 мая 2013 г.

Трансформация политических идеологий в постбиполярном мире


Пісаренко А. М. Трансформація політичних ідеологій у постбіполярному світі // Тенденції розвитку сучасної системи міжнародних відносин та світового політичного процесу: Збірник матеріалів Третьої Інтернет-конференції (29 березня 2013 р.) / Під заг. ред. К. В. Балабанова. – Маріуполь, 2013. – С. 278-280.

Несмотря на то большое количество изменений – геополитических, мировоззренческих, экономических – которые произошли в мире в конце ХХ века и продолжают происходить, человеческая природа остается неизменной. Поэтому неизменной остается и склонность людей к следованию определенным политическим и общественным идеалам или отвержению их, попыткам описать или дать оценку политической реальности. Соответственно, интересным является вопрос о роли политической идеологии в современном мире, ее характерных черт, а также ее перспективах на том пространстве, которое является идеологически нестабильным с исторической точки зрения.
Само понятие идеологии и представления о ней имеют долгую историю. Из-за того, что эволюция термина выходит за пределы нашего объекта исследования, приведем лишь общее определение политической идеологии, которое предоставляет современная украинская политологическая наука.
Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и поступков как можно большего количества человечества соответствующей цели и задачам использования власти [7].
Для того, чтобы соотнести понятия и значение идеологии с тем, чем она является сегодня, необходимо понимать основные особенности ее трансформации в конце ХХ века.
Конец биполярности и крах коммунистической идеологии в том формате, в котором она присутствовала на советском пространстве, качественно изменили мир, лишив человечество перманентного внутреннего противостояния. Как и Вторая мировая война в свое время, так и Холодная война подтвердили, что идеи и мировоззрение могут быть самым сильным и наиболее действенным мобилизатором человеческой активности, хотя эта активность не всегда эффективна и может приводить не только к развитию, но и к трагедиям и упадку. Как показывает нам история, ХХ век стал апогеем идеологического воздействия на людей и временем попыток практической реализации утопических идей. По мнению некоторых ученых, ХХ век можно считать «веком идеологий», когда идеологический фактор играл значительную роль в формировании системы международных отношений [1].
Рассматривая процесс трансформации политических идеологий на современном этапе, в первую очередь, следует сказать об обесценивании идеологии как таковой из-за ее негативного восприятия. Сегодня сама идеология ассоциируется с ограниченным мировоззрением и фанатизмом, антинаучностью и утопизмом. Ранее знания о политике были ограничены, как когда-то знания о космосе, поэтому возникали идеи, которые объясняли механизмы политического. С попыткой научной трактовки идеологии, сравнения различных идеологических учений, определения их положительных и отрицательных моментов, слепая вера в ценности отдельной идеологии и игнорирование всех остальных напоминает слепую веру в то, что земля является центром вселенной.
Поэтому, следующим трансформационным процессом, характеризующим политическую идеологию, является ее сциентификация. Это связано с тем, что «идеологии начали изучаться как феномен социального сознания независимо от того, являются ли они истинными или ложными в познавательном смысле» [2, c. 16]. Острые идеологические противостоянии ХХ века, вера в субъективные идеалы, признание верховенства отдельной идеи порождали субъективизм в изучении политической идеологии как явления, а также очень часто приравнивали идеологические трактовки к трактовкам научным. Поэтому, сегодня мы можем говорить об изменениях в интерпретации и толковании идеологии и об их более объективном характере [1].
Наряду с этими процессами происходит процесс деидеологизации политики, в связи с которым некоторые ученые и футурологи выделяют отдельный подход в понимании политической идеологии. «Вытеснение идеологии на политическую периферию» [5] происходит благодаря глобализации и экономизации политической жизни, то есть, имеет место «появление универсальной идеологии, основной структурный сдвиг которой заключается в нивелирования какой-либо цели, отсутствие любой долгосрочной цели» [4] . Эта новая глобальная идеология лишь формально может называться идеологией, потому что не имеет ничего общего с классическими идеологиям. Экономизация политической жизни свидетельствует об устранении идеи с политической сцены, и приход вместо нее экономического интереса. С глобальным развитием капитализма формируется глобальная деидеологизированная массовая культура, с победой которой должна отпасть потребность в идеологии [4]. Еще одним свидетельством значительной трансформации политических идеологий является модернизация классических политических идеологий (таких как либерализм, консерватизм и социализм) и унификация их целей и ценностей.
Однако сегодня мы не можем говорить о равномерности протекания этих процессов на политическом пространстве разных стран мира. Это обусловливает, например, «разный современный коммунизм» в странах Европейского Союза, на постсоветском пространстве и в КНР. В одних странах главная роль в объяснении общества и определения перспективных тенденций его развития начинает отводиться научной теории, в то время как в других идеологический фактор еще достаточно влиятелен. Таким образом, можно говорить о том, что после краха биполярности формируется два новых блока стран, где главным критерием является роль политической идеологии. Фукуяма говорит об этом, как о постисторической и исторической частях мира, где в первой части страны, при отсутствии политических целей и идеалов, занимаются только экономической деятельностью, а в исторической еще происходит борьба политических идей [3]. То есть, сегодня не всегда есть возможность в полной мере охарактеризовать политическую ситуацию в отдельной стране, определив лишь идеологическую принадлежность доминирующих партий, потому что нужно, в первую очередь, определить роль и влияние политической идеологии на развитие общества этой страны.
Говоря об уменьшении роли политической идеологии, следует отметить, что этот процесс не является необратимым - возможна реидеологизации обществ отдельных стран. В связи с концом биполярности и крахом коммунизма а, соответственно, и ослаблением идеологического оппонента демократии - сформировалась большое количество государств с т.н. «идеологическим вакуумом». Поэтому, несмотря на научный прогресс, рационализм и экономический интерес, нельзя исключать перспективу появления и распространения новых идеологий или новой интерпретации классических идеологий. Склонность людей к принятию идеологий, которые, в том числе, могут быть недемократическими и лишать их прав, заложена в психологии общества, а именно в поиске того, что выдающийся психолог и социолог Э. Фромм назвал «вторичными узами» [6] уверенности и предсказуемости то есть того, чего может не хватать определенным социальным группам после радикальных общественных и политических изменений, особенно тогда, когда имеют место или экономические проблемы, или стремительный экономический рост.
Таким образом, можно говорить о том, что сегодня общества стран мира стоит не перед выбором политической идеологии, а перед выбором деидеологизации (и, соответственно, перехода к чисто экономической деятельности) или реидеологизации. Фукуяма говорит об этом выборе, как о принятии решения «повесить меч на гвоздь и сесть в офисе к компьютерному терминалу» [3].

Использованные источники:

1.      Маслова Е. А. Эволюция представлений об идеологии в политической теории [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2011_6%281%29/53.pdf.
2.      Медушевский, А. Н. Социология права / А. Н. Медушевский . – М. : ТЕИС, 2006 . – 613 с.
3.      Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. – 588 с.
4.      Чесноков А. Роль Идеологии в условиях глобализации [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.intelros.ru/index.php?newsid=349.
5.      Четверікова Л. Політичні ідеології в умовах інформаційного суспільства: сучасний стан та перспективи розвитку [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://postua.info/chetverikova.htm.
6.      Э. Фромм. Бегство от свободы [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt.
7.      Юрій М.Ф Політологія : Навчальний посібник / Юрій М.Ф. - К.: Дакор, КНТ, 2006.- 416 c.

Комментариев нет:

Отправить комментарий