Пісаренко А. М. Трансформація політичних ідеологій у постбіполярному світі // Тенденції розвитку сучасної системи
міжнародних відносин та світового політичного процесу: Збірник матеріалів Третьої
Інтернет-конференції (29 березня 2013 р.) / Під заг. ред. К. В. Балабанова.
– Маріуполь, 2013. – С. 278-280.
Несмотря на то большое количество изменений – геополитических,
мировоззренческих, экономических – которые произошли в мире в конце ХХ века и
продолжают происходить, человеческая природа остается неизменной. Поэтому
неизменной остается и склонность людей к следованию определенным политическим и
общественным идеалам или отвержению их, попыткам описать или дать оценку
политической реальности. Соответственно, интересным является вопрос о роли
политической идеологии в современном мире, ее характерных черт, а также ее
перспективах на том пространстве, которое является идеологически нестабильным с
исторической точки зрения.
Само понятие идеологии и представления о ней имеют долгую историю. Из-за
того, что эволюция термина выходит за пределы нашего объекта исследования,
приведем лишь общее определение политической идеологии, которое предоставляет
современная украинская политологическая наука.
Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность
идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной
группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и поступков как можно
большего количества человечества соответствующей цели и задачам использования
власти [7].
Для того, чтобы соотнести понятия и значение идеологии с тем, чем она
является сегодня, необходимо понимать основные особенности ее трансформации в
конце ХХ века.
Конец биполярности и крах коммунистической идеологии в том формате, в
котором она присутствовала на советском пространстве, качественно изменили мир,
лишив человечество перманентного внутреннего противостояния. Как и Вторая
мировая война в свое время, так и Холодная война подтвердили, что идеи и
мировоззрение могут быть самым сильным и наиболее действенным мобилизатором
человеческой активности, хотя эта активность не всегда эффективна и может
приводить не только к развитию, но и к трагедиям и упадку. Как показывает нам
история, ХХ век стал апогеем идеологического воздействия на людей и временем
попыток практической реализации утопических идей. По мнению некоторых ученых,
ХХ век можно считать «веком идеологий», когда идеологический фактор играл
значительную роль в формировании системы международных отношений [1].
Рассматривая процесс трансформации политических идеологий на современном этапе,
в первую очередь, следует сказать об обесценивании идеологии как таковой из-за
ее негативного восприятия. Сегодня сама идеология ассоциируется с ограниченным
мировоззрением и фанатизмом, антинаучностью и утопизмом. Ранее знания о
политике были ограничены, как когда-то знания о космосе, поэтому возникали
идеи, которые объясняли механизмы политического. С попыткой научной трактовки
идеологии, сравнения различных идеологических учений, определения их
положительных и отрицательных моментов, слепая вера в ценности отдельной
идеологии и игнорирование всех остальных напоминает слепую веру в то, что земля
является центром вселенной.
Поэтому, следующим трансформационным процессом, характеризующим
политическую идеологию, является ее сциентификация. Это связано с тем, что
«идеологии начали изучаться как феномен социального сознания независимо от
того, являются ли они истинными или ложными в познавательном смысле» [2, c.
16]. Острые идеологические противостоянии ХХ века, вера в субъективные идеалы,
признание верховенства отдельной идеи порождали субъективизм в изучении
политической идеологии как явления, а также очень часто приравнивали
идеологические трактовки к трактовкам научным. Поэтому, сегодня мы можем
говорить об изменениях в интерпретации и толковании идеологии и об их более
объективном характере [1].
Наряду с этими процессами происходит процесс деидеологизации политики, в связи
с которым некоторые ученые и футурологи выделяют отдельный подход в понимании
политической идеологии. «Вытеснение идеологии на политическую периферию» [5]
происходит благодаря глобализации и экономизации политической жизни, то есть, имеет
место «появление универсальной идеологии, основной структурный сдвиг которой
заключается в нивелирования какой-либо цели, отсутствие любой долгосрочной
цели» [4] . Эта новая глобальная идеология лишь формально может называться
идеологией, потому что не имеет ничего общего с классическими идеологиям.
Экономизация политической жизни свидетельствует об устранении идеи с
политической сцены, и приход вместо нее экономического интереса. С глобальным
развитием капитализма формируется глобальная деидеологизированная массовая
культура, с победой которой должна отпасть потребность в идеологии [4]. Еще
одним свидетельством значительной трансформации политических идеологий является
модернизация классических политических идеологий (таких как либерализм,
консерватизм и социализм) и унификация их целей и ценностей.
Однако сегодня мы не можем говорить о равномерности протекания этих
процессов на политическом пространстве разных стран мира. Это обусловливает,
например, «разный современный коммунизм» в странах Европейского Союза, на
постсоветском пространстве и в КНР. В одних странах главная роль в объяснении
общества и определения перспективных тенденций его развития начинает отводиться
научной теории, в то время как в других идеологический фактор еще достаточно
влиятелен. Таким образом, можно говорить о том, что после краха биполярности
формируется два новых блока стран, где главным критерием является роль
политической идеологии. Фукуяма говорит об этом, как о постисторической и
исторической частях мира, где в первой части страны, при отсутствии
политических целей и идеалов, занимаются только экономической деятельностью, а
в исторической – еще происходит борьба политических идей [3]. То есть, сегодня
не всегда есть возможность в полной мере охарактеризовать политическую ситуацию
в отдельной стране, определив лишь идеологическую принадлежность доминирующих
партий, потому что нужно, в первую очередь, определить роль и влияние
политической идеологии на развитие общества этой страны.
Говоря об уменьшении роли политической идеологии, следует отметить, что
этот процесс не является необратимым - возможна реидеологизации обществ
отдельных стран. В связи с концом биполярности и крахом коммунизма – а,
соответственно, и ослаблением идеологического оппонента демократии -
сформировалась большое количество государств с т.н. «идеологическим вакуумом».
Поэтому, несмотря на научный прогресс, рационализм и экономический интерес,
нельзя исключать перспективу появления и распространения новых идеологий или
новой интерпретации классических идеологий. Склонность людей к принятию
идеологий, которые, в том числе, могут быть недемократическими и лишать их
прав, заложена в психологии общества, а именно в поиске того, что выдающийся
психолог и социолог Э. Фромм назвал «вторичными узами» [6] – уверенности и
предсказуемости – то есть того, чего может не хватать определенным социальным
группам после радикальных общественных и политических изменений, особенно
тогда, когда имеют место или экономические проблемы, или стремительный
экономический рост.
Таким образом, можно говорить о том, что сегодня общества стран мира стоит
не перед выбором политической идеологии, а перед выбором деидеологизации (и,
соответственно, перехода к чисто экономической деятельности) или
реидеологизации. Фукуяма говорит об этом выборе, как о принятии решения
«повесить меч на гвоздь и сесть в офисе к компьютерному терминалу» [3].
Использованные источники:
1.
Маслова Е. А.
Эволюция представлений об идеологии в политической теории [Електронний ресурс].
— Режим доступу : http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2011_6%281%29/53.pdf.
2.
Медушевский,
А. Н. Социология права / А. Н. Медушевский . – М. : ТЕИС, 2006 . – 613 с.
3.
Фукуяма Ф.
Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ.
М. Б. Левина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. – 588 с.
4.
Чесноков А.
Роль Идеологии в условиях глобализации [Електронний ресурс]. — Режим
доступу : http://www.intelros.ru/index.php?newsid=349.
5.
Четверікова Л.
Політичні ідеології в умовах інформаційного суспільства: сучасний стан та
перспективи розвитку [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://postua.info/chetverikova.htm.
6.
Э.
Фромм. Бегство от свободы [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt.
7.
Юрій
М.Ф Політологія : Навчальний посібник / Юрій М.Ф. - К.: Дакор, КНТ, 2006.- 416
c.
Комментариев нет:
Отправить комментарий